Железнодорожный стрелочный перевод марки 1/9. СССР

Первый стрелочный перевод создан в 1825 году. Это основной вид устройства для соединения двух рельсовых путей в один или для разветвления одного пути на два направления. Стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на другой примыкающий путь. В годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения было уложено и восстановлено 76984 комплекта стрелочных переводов. Стрелочные переводы характеризовались типом (Р-43; Р-50; Р-65; Р-75) и маркой крестовины (М1/5; М1/9; М1/11; М1/18; М1/22).


Представленный в разделе экспозиции музея «Железнодорожные войска и спецформирования НКПС» железнодорожный стрелочный перевод представляет собой фрагмент стрелочного перевода марки 1/9, который монтировался на приемо-отправных путях грузового движения. Движение поездов по стрелочным переводом с крестовиной марки 1/9 допускалось по прямому пути со скоростью не выше 100 км/ч, а при переводе на боковой путь – не свыше 40 км/ч. Железнодорожный стрелочный перевод марки 1/9 был передан в дар музею железнодорожными войсками РФ в 1995 году.