Комбинированный путеразрушитель «Крюк». Германия

Комбинированный путеразрушитель «Крюк» применялся в годы Второй мировой войны для разрушения железнодорожного пути. Их начали изготавли­вать в Германии на заводах фирмы Friedrich Krupp AG с начала 1942 года, и уже во второй половине 1943 года немцы при отступлении с оккупированных территорий Советского Союза впервые применили «Крюк». Принцип действия – механический, основанный на разламывании деревянных шпал, деформировании рельсов и разрушении земляного полотна. Платформа разрушителя буксировалась одним - двумя паровозами, при этом рабочая часть «Крюка» опускалась ниже постели шпал. При движении сцепки шпалы ломались, летом – посередине, зимой (из-за вмерзания в балласт) – и посередине, и у подошвы рельса на четыре части. Рельсы в двух местах подрывались специальной шашкой. В результате его пропуска по железнодорожному участку шпалы разрушались на 100%, рельсы – до 70%, скрепления – до 30%. За один час работы путеразрушитель мог привести в негодность до 10 км пути, для восстановления которого потребовалось бы 75 вагонов шпал.


Макет представленного в экспозиции музея комбинированного путеразрушителя «Крюк» изготовлен железнодорожными войсками РФ специально для музея в 1995 году.