Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник». СССР

Первые русские бронепоезда были построены в 1915 году на Путиловском заводе. Они нашли самое широкое применение как в ходе Первой мировой, так и Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны бронепоезда продолжали состоять на вооружении Красной армии и использовались для боевой поддержки пехоты и других родов войск, а также ведения самостоятельных боевых действий в полосе железной дороги. Более 500 бронепоездов действовали в ходе войны на фронтовых магистралях, из них – 230 зенитных, прикрывали железнодорожные станции, разъезды и перегоны от налетов вражеской авиации. Бронепоезда участвовали практически во всех фронтовых операциях Великой Отечественной войны: защищали железнодорожные узлы; прикрывали сосредоточение и развертывание советских войск, отличаясь смелыми и внезапными налетами на позиции врага; боролись с пехотой и танками противника. Бронепоезд, как правило, состоял из: бронепаровоза; 2-х–4-х бронеплощадок с артиллерийским и пулеметным вооружением; одной площадки ПВО и 2-х–4-х контрольных платформ. К боевой части бронепоезда для хозяйственных и служебных целей присоединялись 6 – 20 товарных и классных вагонов, т.н. «база». Эти вагоны использовались для размещения командного состава дивизиона бронепоездов (вагон-штаб); хранения боеприпасов; запасов материально-технических средств. Кроме того, база имела: вагон-кухню, вагон-мастерскую, вагон-клуб. При ведении боя база размещалась в тылу на ближайшем железнодорожном перегоне. В ходе боевых действий бронепаровоз ставился между броневыми площадками, обязательно тендером к противнику. На тендере сооружалась командирская рубка. Как средство тяги использовались паровозы серии «О» (основной) различных модификаций. На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовался уголь (10 тонн) или мазут (6 тонн). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 тонн. Для наблюдения за исправностью железнодорожного пути и транспортировки материала для его ремонта в бронепоездах использовались контрольные двухосные платформы. Для обеспечения разведки и вспомогательных функций              бронепоезду придавались бронедрезины (БД-39), бронеавтомобили (БА-20), грузовые автомобили (ГАЗ-АА), а для закрепления боевого успеха – десантные роты.


Команды советских бронепоездов вписали немало героических страниц в историю Великой Отечественной войны. С первых дней войны начали создавать это грозное             оружие в паровозных цехах и вагонных депо, на вагоноремонтных заводах Наркомата путей сообщения на собственные средства рабочие и служащие Одесской, Юго-Западной, Южной, Северной, имени Ф.Э. Дзержинского и других железных дорог. Многие бронепоезда получили собственные названия, отражавшие чувства и адреса их строителей, а также имена народных героев: «За Родину!», «Смерть фашизму!», «На разгром врага!», «Южноуральский железнодорожник», «Советская Армения», «Балтиец», «Александр Невский», «Михаил Кутузов», «Салават Юлаев». «Козьма Минин», «Илья Муромец», «Василий Чапаев» и другие. По семь бронепоездов передали фронту железнодорожники Северной и Омской железных дорог, восемь – рабочие депо Тихорецкая, Тимашевская и Новороссийск Северо-Кавказской дороги. Только на Московском железнодорожном узле в годы войны были построены более 20-ти бронепоездов, в том числе: «Советский железнодорожник», «Московский железнодорожник», «Московский метрополитен». Советские бронепоезда, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике, дошли с боями до Берлина. Только в составе 1–го Украинского фронта в мае 1945 года имелись 21-й, 45-й, 49-й и 58-й отдельные дивизионы бронепоездов.


В начале Великой Отечественной войны чаще всего встречались бронепоезда с четырьмя артиллерийско-пулеметными однобашенными бронеплощадками, построенными по образцу предвоенных брянских конструкций. Они имели отвесные борта, высокие и прямые клепаные башни, в которых устанавливались 76-мм дивизионные орудия образца 1902 года с дальностью стрельбы до 8 км, а в амбразурах – 8 пулеметов «Максимы» и ДТ. Боевое применение этих бронепоездов показало уязвимость подобной конструкции от огня танков и артиллерии. Более удачными оказались созданные в Горьком и Муроме бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», ставшие в дальнейшем образцом для строителей бронепоездов. Их приземистые бронеплощадки имели обтекаемую форму, на них монтировались башни от танков Т–34 с соответствующим вооружением, причем дальность артиллерийского огня стала составлять до 12 километров. В боевое формирование этих бронепоездов входили: бронепаровоз, две крытые и две открытые артиллерийско-пулеметные бронеплощадки и четыре контрольные платформы. Зенитное вооружение составляли 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы ДШК и 7,62-мм пулеметы ПВ-1. Большие потери бронепоездов от действий немецкой авиации заставили усилить их зенитное вооружение. Каждый состав получил по две открытых зенитные бронеплощадки ПВО. Если в начале войны на них устанавливались счетверенные пулеметные установки «Максим» образца 1931 года, то уже с 1942 года они получили по два 25-мм автоматических зенитных орудия 72-К образца 1940 года, а некоторые из них – и по две 37-мм автоматические пушки 61-К. Большое количество новых бронепоездов строилось по индивидуальным проектам, из того, что было под рукой, причем широко использовались элементы поврежденной бронетехники: танковые башни с вооружением; бронекорпуса; приборы наблюдения; артиллерийское и пулеметное вооружение.


Славную историю имеет и бронепоезд «Красновосточник» (из коллекции Центрального музея Вооруженных сил), чьи артиллерийско-пулеметная бронеплощадка и открытая бронеплощадка ПВО ныне экспонируются в Центральном музее Великой Отечественной войны. Паровоз этого бронепоезда серии Ов № 5067 был изготовлен Коломенским заводом еще в 1896 году. В 1917 году бронепоезд, получивший название «Красновосточник, был построен рабочими главных мастерских Среднеазиатской железной дороги в г. Кызыл-Арват. В годы гражданской войны этот бронепоезд прошел с боями по многим фронтам более 50 000 км, сражаясь с петлюровцами на Украине, с басмачами – в Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны бронепоезд «50-67» «Красновосточник» участвовал в боевых действиях на Южном фронте в 1941–1942 годах, а в январе 1945 года был передислоцирован на Дальний Восток. В сентябре 1943 года бронепоезд «Красновосточник» прошел модернизацию и перевооружение. Рабочие  вагонного депо железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Курская железной дороги им. Ф.Э.Дзержинского установили в башне на передней артиллерийско-пулеметной бронеплощадке 76-мм танковую пушку, а к четырем пулеметам «Максим» добавили еще два танковых пулемета ДТ. На тендере паровоза появилась боевая рубка с 12,7-мм зенитным пулеметом ДШК, а на второй открытой бронеплощадке ПВО – были установлены две 37-мм зенитные пушки образца 1939 года.