Кабина самолета-бомбардировщика Юнкерс Ju 88А1. Германия

Германский средний бомбардировщик Юнкерс Ju 88 относится к наиболее известным самолетам Второй мировой войны. Этот самолет создавался как один из важнейших инструмен­тов ведения германской «молниеносной» войны (блицкрига).


В октябре 1935 года Министерство авиации Германии выдало техническое задание самолетостроительной фирме Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG на разработку скоро­стного двухмоторного бомбардировщика с экипажем из трех человек. Самолет должен был развивать максимальную скорость полета 500 км/час и нести бомбо­вую нагрузку в 500 кг на дальность до 2000 км. Предполагалось, что его оборонитель­ное вооружение будет состоять из двух 7,92-мм пулеметов, одного неподвижного - в носовой части фюзеляжа и одного турельного - в кабине. Все работы по созданию нового бомбардировщика проводились конструкторами фирмы Junkers под руководством Э. Цинделя.


Пер­вый полет бомбардировщика Юнкерс Ju 88V1 состоялся 15 декабря 1936 года, однако на вооружение Люфтваффе он поступил только в сен­тябре 1939 года. Его конструкция за три года работы была существенно усовершенствована, поэтому бомбардировщик Юнкерс обладал очень высокими для своего времени летно-техническими характеристиками. При его проектировании был использован богатейший опыт, наработанный конструкторами фирмы Junkers при создании бомбардировщиков Ju 86 и Ju 87. Так, фюзеляж Юнкерса Ju 88, по аналогии с Ju 87 собирался из верхней и нижней половин. В передней части фюзеляжа располагалась закрытая фона­рем кабина, где размещался весь экипаж самолета: пилот, штурман-бомбардир, нижний задний стрелок и стре­лок-радист. Подобное размещение экипажа позволяло производить замену выбывшего из строя члена экипажа и оказывать взаимную помощь. В кабине монтировалась броневая защита, общий вес которой составлял примерно 110 кг: летчик имел сзади броневую спинку из шести плоских стальных плит толщиной 4 -10 мм, и бронированное сиде­нье. Нижний стрелок, обслуживая в положении лежа пулеметную установку, смонтированную в гон­доле под фюзеляжем,  располагался в броневом поддоне,  состоявшем из отдельных 4-мм бронепластин. Кроме того, над пулеметом монтировался еще один щиток из пуле­стойкого бронестекла. Перед задним верхним стрелком  (стрелком-радистом), располагавшим­ся спиной к летчику, была установлена шарнирно соеди­ненная составная 7-мм бронеплита. В задней части фонаря стрелка над пулеметом монтировалось пулестойкое бронестекло толщиной 50 мм. Справа от стрелка на откидном борту фонаря крепилась дополнительная 4-мм бронеплита, а его сиденье защищала  броневая чашка, собранная из пяти отдель­ных 5-мм пластин. В металлическом крыле полукессонного типа на задней плоскости монтировались элероны и закрылки щелевого типа. К силовым элементам крыла крепились моторные гон­долы цилиндрической формы. В их передней части устанавливались двигатели, а сзади них в полете убирались стойки шасси. На большей части серийных самолетов монтировались двигатели жидкостного охлаждения Jumo-211 различных модификаций мощностью от 1200 до 1400 л.с., однако некоторая часть самолетов Юнкерc Ju 88 получила также двигатели DB-801 (1700 л.с.) и Jumo-213 (1750 л.с). В зависимости от типа двигателя максимальная скорость составляла от 470 до 570 км/час. Запасы топлива также зависели от модификации самолета. Так, у Ju 88А-5 они составляли 3580 литров, размещенных в четырех крыльевых и двух фюзеляжных протектированных топливных баках. Вооружение самолетов Ju 88 посто­янно совершенствовалось - от модели к модели. Если серийный бомбардировщик Юнкерc Ju 88А-1 в качестве оборонительного вооружения имел три 7,92-мм пулемета МG 15 с магазинным питанием, то уже первый опыт его боевого использования, полученный в небе Англии в 1940 года, показал, что мощность огня установленного стрелкового вооружения недостаточна и он слабо защищен от атак истребителей противника. Поэтому для усиления вооружения дополнительно были установлены четыре 7,92-мм пулемета МG 15 по бокам фюзеляжа, предназначенных для обстрела верхней и нижней частей зад­ней полусферы, и, кроме того, еще один пулемет предназначался для об­стрела нижней части передней полусферы. Таким образом, немецким конструкторам удалось добиться, что у бомбардировщика Юнкерc модели Ju 88А-4 (получившего 7 огневых точек,  установленных по принципу «огневого ежа») значительно уменьшилось не простреливаемое пространство, особенно по бокам. Наряду с усовершенствованием размещения вооружения, этот самолет получил новые 7,92-мм пулеметы МG 81 с ленточным пи­танием. Однако, большие потери во время боевых действий, которые продолжали нести германские бомбардировщики Юнкерc Ju 88  доказали, что и этих мер оказалось явно недостаточно. Установка крупнокалиберного артиллерийско-стрелкового авиационного вооружения на истребителях противника и усиление их бронирования требовали установки аналогичного оборонительного оружия и на Ju 88. Поэтому в Ju 88А-6 было усилено вооружение - в носовой части фюзеляжа в нижней плоскости в  неподвижной установке монтировался 15-мм крупнокалиберный пулемет МG 151/15, а в верхней плоскости - на подвижной установке - 13-мм пулемет МG 131. Еще более мощное вооружение устанавливалось на Ju 88C-4, предназ­начавшемся для использования в качестве штурмовика, так, в его носо­вой части монтировались три 20-мм пушки Эрликон МG FF и три 7,92-мм пулемета МG 17, а для обстрела верхней части задней полусферы он получил два 7,92-мм пулемета МG 81. Но и это вооружение оказалось малоэффективным в борьбе с бронетанковой техникой, поэтому вскоре появляются различ­ные варианты  Юнкерсов  Ju 88, доработанных в качестве «истребителей танков» (например, модификация Ju 88 Р – Panzerjager), и вооруженных подвешенными в подфюзеляжных обтекателях противотанковыми пушками калибра от 37 до 75 мм. Бомбардировочное вооружение в Юнкерсах  Ju 88 массой до 2000 кг размещалось как во внутрифюзеляжных бомбовых отсеках, так и на наружных бомбодержателях. Так, на бомбардировщике Юнкерc Ju 88А-5 (у которого в бомбовых отсеках монтировались топливные баки), авиабомбы подвешивались на четырех бомбодержателях ЕТС-500/IХ или двух бомбодержателях 1000, установленных под консоля­ми крыла, что позволяло подвешивать авиабомбы общим весом до двух тонн: 4х500 кг; 4х250 кг;1х1800 кг; 2х1000 кг и 2х500 кг. Поскольку самолет  Юнкерc Ju 88 полностью  соот­ветствовал концепции «мол­ниеносной войны», то он мог производить бомбометание как с горизонтально­го полета, так и с пикирования. Причем, для обеспечения бомбомета­ния с пикирования под консолями крыла монтировались аэродинамические тормоза (решетки), автоматически отклоняемые для ввода и вывода из пике и ап­паратура для автоматического управления полетом при пи­кировании. При бомбометании с горизонтального полета использова­лись прицелы Lotfe-7а; Lotfe-7b; ВZG-2L; ВZG-2Е или GV-219d, а бомбометание с пикирования производилось с помощью прицелов ВZА-1, Stuvi-5, Revi-с12.


Для обеспечения полетов и боевого использования на  бомбардировщиках Юнкерс  устанавливалось необходимое радиопереговорное, навигационное и прицельное оборудование. Например, на бомбардировщиках Ju 88А-5 были установ­лены: бортовая приемно-передающая радиостанция FuGX; радиопеленгатор РеilG-5; аппаратура для слепой посадки FuВl-1 и бортовое переговорное устройство ЕiV.


Первый серийный вариант бомбардировщика Юнкерс Ju 88А-1 был освоен в производстве в 1939 году. В августе того же эти самолеты поступили в специально         со­зданную авиационную бомбардировочную группу 1/КG 30, которая уже через месяц, 26 сентября 1939 года,  впервые была использована для налета на английские ко­рабли. Ко времени немецкого вторжения в Нор­вегию в апреле 1940 года уже семь групп из состава  авиационных эскадр LG 1, КG 30 и КG 51 получили бомбардировщики Ju 88А. Они хорошо зарекомендовали себя при разгроме Франции в мае того же года, а вскоре эти самолеты приняли самое активное участие в «Битве за Англию». Производство Юнкерc Ju 88 на заводах фирмы Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG  в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене  к этому времени достигло 300 машин в месяц (из них - 50 штук в виде запасных частей), причем для выполнения  столь колоссального заказа, были задействованы еще 36 основных авиационных и мотостро­ительных заводов, а также более 3500 предприятий-постав­щиков комплектующих изделий.


Летом 1940 года со сборочной линии стали сходить новые серийные машины Ju 88В с более мощными дви­гателями ВМW 801МА, которые использовались в качестве самолетов - дальних разведчиков, а вскоре был разработан еще один вариант Юнкерcа Ju 88С, снабженный радиолокатором. Он поступил на вооружение группы дальних ночных истребителей II/NJG 1, предназначенной для отражения ноч­ных налетов английских бомбардировщиков на Германию.  В том же году в составе групп дальней разведки появляет­ся разведчик Ju 88D, получивший взамен вооружения - автоматические аэрофотоаппараты - Rb -50/30 для работы на высотах до 8500 м и Rb -20/30 для работы на высо­тах ниже 2000 м. Кроме того,  в переднем бомбоотсеке этой модели самолета был           установлен  дополнительный топливный бак и демонтированы воздушные тор­моза.


22 июня 1941 года в операции «Барбаросса» участвовало 7 бомбардиро­вочных эскадр Люфтваффе КG 1, КG 3, КG 30, КG 54, КG 90, КG 91 и КG 92, в составе которых насчитывалось 493 бомбардировщика Юнкерс Ju 88. Высокие скоростные характеристики, хорошая маневрен­ность и большая бомбовая нагрузка позволяли использовать его для выполнения разнообразных боевых задач, причем высо­кая боевая живучесть этого самолета достигалась за счет герметизации и протектирования топливных баков,  дубли­рования бензопроводов и тяг  уп­равления рулями. Уже че­рез месяц после начала войны на Восточном фронте, в июле 1941 года, 130                               бом­бардировщиков Юнкерc Ju 88, из состава КG 3 и КG 54, совершили первый                 масси­рованный налет на Москву.


Превосходя другие германские бомбардировщики Дорнье Dо-17 по грузоподъемности, а Хенкель Не 111 - по скорости, Юнкерc Ju 88 вскоре стал самым массовым бом­бардировщиком Люфтваффе. Наряду с боевыми действиями на Восточном фронте, в большом количестве эти самолеты из состава авиационных бомбардировочных эскадр КG 26 и КG 30 использовались в 1941 -1942 годах для атак союзных конвоев в Арктике, в общей сложности ими было потоплено 27 торговых судов и 7 боевых кораблей. Однако уже в 1943 году Юнкерc Ju 88 стал существенно уступать по скорости не только не истребителям противника, но и многим другим двухмотор­ным бомбардировщикам. К этому времени германская авиационная промышлен­ность свои основные усилия направляла на увеличение производства истребителей и освоить массовый выпуск нового бомбар­дировщика была уже не в состоянии. Поэтому конструкторы фирмы Junkers пошли на компромисс: ради по­вышения скорости в новой моди­фикации самолета Ju 88S, они по­жертвовали другими летно-техническими качествами. Коренным образом модернизированный Юнкерc Ju 88S  лишился воздушных тормозов и автомата ввода и вывода из пике и мог использоваться только для ударов с горизонтального полета. Его экипаж был уменьшен до трех человек; из вооружения           ос­тался только один 13-мм пуле­мет МG 131 для стрельбы назад; убрали всю броню, кроме бронеспинки пилота и бронестекла у воздушно­го стрелка.


Для улучшения аэро­динамики плоские панели остек­ления носовой части, не дающие оптических искажений, заменили  обтекаемыми стеклами двойной кривизны и ликвидировали внеш­ние бомбодержатели. На внутрен­ней подвеске могли крепиться 18 бомб калибра 50 кг. Самолет Ju 88S получил более мощные двигатели ВМW 801 с системой впрыска закиси азота для форсирования мощности на высоте. В результате масса пусто­го самолета уменьшилась с 9870 до 8290 кг, а максимальная ско­рость возросла до 545 км/ч (при форсаже – до 605 км/ч). 


Постоянно совершенствуя конструк­цию этого самолета, усиливая вооружение и устанавливая новое бортовое обо­рудование, немецким конструкторам удалось поддерживать производство Ju 88 на достаточно высоком техническом уровне вплоть до самого конца войны, однако уже в 1944 – 1945 годах в Германии на базе Юнкерса выпускались, в основном, ночные истребители и разведчи­ки. Всего же в конструкцию этого бомбардировщика в пе­риод с 1937 по 1944 год было внесено более 3000 измене­ний, позволивших создать шесть основных модификаций и более 60 вариантов, из которых наиболее массовым был бом­бардировщик Ju 88А-4, а общее количество выпущенных са­молетов этого типа превышало 15100 штук.


В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется макет кабины бомбардировщика Ju 88А-1, в котором использованы подлинные фрагменты Юнкерса, обнаруженные поисковым отрядом «Авиа-Мурман» в Мурманской области. По   бортовому номеру этого самолета было  установлено, что этот бомбардировщик  из состава 51-ой эскадры «Эдельвейс» КG 51,  был сбит советской истребительной авиацией в  районе  Мурманска в мае 1942 года. Фрагменты самолета Юнкерс Ju 88А-1 были переданы музею 25 мая 2002 года. Реставрационно-восстановительные работы проводились в 2005 году ООО «Авиационно - реставрационная группа».