Гребной винт судов обеспечения ВМФ (чертеж 1171-4253-39). СССР

Гребной винт судов обеспечения ВМФ (чертеж 1171-4253-39) – четырехлопастной, стальной, цельнолитой винт фиксированного шага, правого вращения, диаметром 2,5 м. Состоит из 4-х лопастей, расположенных на ступице радиально под углом к плоскости вращения. Для защиты винта от поломки, при плавании судов в районах с ледовыми условиями, применялись специальные направляющие насадки. Винты противоположного направления вращения обеспечивали КПД до 15% за счет уменьшения потерь на закручивание водного потока. 


Гребной винт (чертеж 1171-4253-39) устанавливался на судах обеспечения (вспомогательных судах) ВМФ СССР, предназначенных для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флота: плавучим базам, гидрографическим, грузовым, океанографическим, противопожарным, рефрижераторным, санитарно-транспортным (госпитальным), спасательным, обеспечения, снабжения, транспортным, кабельным, ледокольным и другим судам, в том числе морским и речным судам гражданского флота.


Скрытная переброска судами обеспечения 2-й Ударной армии из Ленинграда на Ораниенбаумский плацдарм в ноябре-декабре 1942 года – немеркнущий подвиг вспомогательных кораблей и судов Краснознамённого Балтийского флота. Конвои проходили в непосредственной близости от берега, занятого противником. Только в ноябре были перебазированы морем два пушечных артиллерийских полка Ленинградского фронта, 406-й железнодорожный артиллерийский дивизион и батарея 152-мм орудий из состава 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады.