Дымовая труба сторожевого корабля типа «Ястреб» (проект 29). СССР

В годы Великой Отечественной войны на вооружении советского Военно-Морского Флота состояли сторожевые корабли или «сторожевики» (как их называли на флоте), в том числе и сторожевые корабли специальной постройки типа «Ястреб», которые предназначались для охраны крупных кораблей, транспортов и десантных судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолетов противника. Они были современными для своего времени военными кораблями, обладавшими сильной артиллерией, высокой скоростью и хорошей мореходностью.


Как считалось в 1930-х годах – главная угроза для судоходства нашей страны исходила от крейсеров противника, а лучшим средством защиты своих коммуникаций также являлись крейсера, но это была во многом британская теория с ее крейсерскими возможностями и океанскими коммуникациями. В то же время, Советский Союз, с одной стороны, не имел достаточного количества крейсеров, а с другой стороны, его коммуникации носили прибрежный характер, к тому же зачастую проходя через мелководные или шхерные районы. В этой ситуации было принято решение эскортным корабля придать качество эсминца. Считалось, что сам факт наличия на кораблях охранения торпедного оружия во многом будет сковывать действия крейсеров противника, да и для кораблей такого размера торпеды – это единственное оружие, которое реально сможет нанести действенный ущерб нападающим большим артиллерийским кораблям. Таким образом, сторожевые корабли типа «Ястреб» имели торпедное вооружение в качестве оружия самообороны. Предполагалась постройка 30-ти сторожевых кораблей проекта 29, но до начала Великой Отечественной войны успели заложить только 14 единиц. Из них в Ленинграде – на судостроительном заводе № 190 им. А.А. Жданова НКТП: «Ястреб» (заводской № 533, готовность – 50,8%), «Орел» (заводской № 534, готовность – 24,3%), «Коршун» (заводской № 535, готовность – 19,4%), пограничный СКР «Зоркий» (заводской № 536, с 9 января 1941 года – «Алмаз», готовность – 29,8%), пограничный СКР «Бдительный» (заводской № 537, с 9 января 1941 года – «Изумруд»), «Беркут» (заводской № 553), «Сокол» (заводской № 554) и «Гриф» (заводской № 555); в Николаеве – на государственном заводе № 198 им. товарища А.Марти НКТП: «Тигр» (заводской № 365), «Леопард» (заводской № 366), «Рысь» (заводской № 367) и «Ягуар» (заводской № 368); в Комсомольске-на-Амуре: «Альбатрос» и «Буревестник». Из них только ленинградские «Ястреб», «Орел», «Коршун» и «Зоркий» успели спустить на воду. Черноморские сторожевики, имевшие готовность 2–4%, были утеряны на стапелях в Николаеве в 1941 году; строительство балтийских – прекратили из-за начавшейся блокады Ленинграда; также была приостановлена постройка тихоокеанских из-за их крайне низкой готовности и прекращения поставок механизмов из европейской части Советского Союза. Только в декабре 1942 года были возобновлены работы на сторожевом корабле «Ястреб». Его швартовые испытания производились с 18 октября 1943 года по 1 августа 1944 года, а ходовые – с 3 сентября по 30 ноября того же года. В итоге он был принят в состав Краснознаменного Балтийского флота и успел принять участие в боевых действиях на заключительном этапе войны. Вслед за «Ястребом» стали достраивать «Зоркий», однако его, как «Коршун» и «Орел», сдали флоту только в 1950–1951 годах, усовершенствованных уже по скорректированному проекту 29-К. Сторожевой корабль «Альбатрос» вошел в состав Тихоокеанского флота 7 октября 1945 года. Эти корабли успешно продолжали нести службу в ВМФ СССР, вплоть до конца 1950-х годов.