130-мм одноорудийная универсальная палубная щитовая артиллерийская установка Б-13. СССР

Новые надводные корабли и подводные лодки, проектировавшиеся в конце 1920-х – начале 1930-х годов для советского Военно-Морского Флота должны были получить и новые артиллерийские системы. Уже в конце 1920-х годов Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало Ленинградскому заводу «Большевик» (бывший Обуховский сталелитейный завод) новую 130-мм одноорудийную универсальную палубную артиллерийскую установку под индексом «Б-13», предназначавшуюся для замены 130-мм морской пушки образца 1913 года. С 1929 г. по 1934 г. в КБ завода шли работы по созданию новой морской артиллерийской установки. В проектировании установки участвовали: начальник конструкторского бюро Н.Н. Магдасиев, руководитель проекта Г.Н. Рафалович, инженеры-конструкторы С.А. Морозов, С.А. Залазаев, Б.А.Левер, В.М. Розенберг, В.И. Кудряшов и другие. Если первоначальный проект предусматривал: раздельно-гильзовое заряжание, полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, гидропневматический досылатель и ручную досылку заряда в гильзе, то в результате создания орудия его конструктивные элементы подверглись многочисленным изменениям  и в конечном варианте оно получило удлиненный до 50 калибров ствол, а также картузное заряжание, поршневой затвор системы Виккерс, гидропневматический досылатель и полуавтоматика были заменены на пружинные, введены ручные привода наведения. Для стрельбы из 130-мм  артиллерийской установки Б-13 использовались выстрелы раздельного заряжания со снарядами: фугасными; осколочно-фугасными; полубронебойными; ныряющими (для орудий с мелкой нарезкой); зенитными; противорадиолокационными (с начала 1960-х годов); осветительными (парашютный и беспарашютный), а также дистанционные гранаты образца 1928 года. После года заводских, полигонных и войсковых испытаний, в мае 1935 года установка Б-13 была запущена на заводе в серию, а в декабре того же года ее приняли на вооружение советских ВМФ. В новом орудии удалось сохранить без изменений баллистику при укороченном на 5 калибров стволе (по сравнению со 130-мм морской пушки образца 1913 года) за счет увеличения давления в канале, что однако резко уменьшило живучесть самих стволов, поскольку приводило к срыву ведущих поясков снарядов. Проблему живучести стволов удалось решить введением лейнированного ствола. Теперь после 130 выстрелов нужно было менять не всю пушку, а лишь тонкую внутреннюю трубу – лейнер, вставляемую в сам ствол. Причем это можно было производить как на корабле, так и на береговой батарее. Первоначально был принят лейнер с системой нарезов, разработанной Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (АНИМИ) - 44 нареза глубиной 1,95 мм, через несколько месяцев – лейнер с системой, разработанной в НИИ-13 – с 40 нарезами глубиной 2,7 мм. В итоге к началу Великой Отечественной войны на вооружении ВМФ СССР состояли три различных варианта артиллерийской установки Б-13: с мелкой нарезкой, нарезкой АНИМИ и НИИ-13. Причем к каждой системе требовались специальные снаряды, не подходившие к другим пушкам, а также специальные таблицы стрельб, прицелы и т. п. К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 – с мелкой нарезкой (16 из них – на кораблях Черноморского флота), несколько единиц – с нарезкой АНИМИ и большинство – с нарезкой НИИ-13. Первоначально пушки выпускались с коробчатым щитом первой серии (Б-13-Ic), со второго полугодия 1939 года со щитом обтекаемой формы второй серии (Б-13-IIс). В 1943 году было освоено производство третьей серии (Б-13-IIIс) с измененным пружинным досылателем, введенным вместо пневматического. В годы Великой Отечественной войны 130-мм артиллерийские установки Б-13 стали самыми распространенными отечественными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все советские лидеры проектов 7 и 7-бис и эсминцы постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и некоторые минные заградители, а также большинство береговых артиллерийских батарей. Так, к началу Великой Отечественной войны на вооружении береговых батареях находилось 169 таких пушек, а в ходе войны еще несколько десятков были установлены на огневых позициях под Севастополем, Новороссийском, в Крыму на Перекопе и в других местах. Причем орудия Б-13 использовались не только на кораблях и в частях береговой обороны ВМФ, но также и в составе бронепоездов и железнодорожных батарей. Установленные на специальных железнодорожных платформах, что позволило создавать мощные артиллерийские группировки по противнику, они, выдвигаясь к линии фронта, вели контрбатарейную борьбу, обстреливали штабы, склады и коммуникации противника. При этом в годы войны недостаточная автоматизация Б-13 обернулась их достоинством. Благодаря отсутствию приборов и механизмов, требующих электропитания, орудия Б-13 могли за несколько часов устанавливаться на четырехосных железнодорожных платформах или на простых железобетонных фундаментах в качестве полевых батарей. Производство артиллерийских установок Б-13 было освоено государственным заводом № 232 «Большевик» (г. Ленинград), который с 1937 года по1954 год изготовил 885 установок Б-13. И в послевоенные годы Б-13 продолжали составлять большинство орудий береговой обороны ВМФ СССР. К середине 1980-х годов на вооружении ВМФ СССР еще продолжали нести службу свыше 600 установок Б-13.