Наряду с другими невзрывными (фортификационными) заграждениями инженерные войска Красной армии в годы войны активно использовали металлические и деревянные надолбы, представлявшие собой невзрывные противотанковые и противотранспортные заграждения для усиления естественных препятствий и заграждений других видов, а также на тех участках местности, где танки не могли проходить с большой скоростью. Деревянные надолбы представляют собой бревна толщиной 28 – 30 см, а металлические надолбы – рельсы, двутавровые стальные балки, швеллера и т.п., наклонно вкопанные в грунт и расположенные на местности в шахматном порядке. Надолбы забивали в землю на глубину до 2,5 м. С наклон под углом 60° – 75° их обращали навстречу движению танков. Высота надолб над землей не превышала 1 – 1,2 м. Расстояние между надолбами, как правило, было около 1,2 м, а между рядами надолб в глубину – 2,5–3 м. Для большей прочности позади каждого ряда надолб выкапывали канавы глубиной 0,5 м. В эти канавы укладывали горизонтально бревна, привязывая их к надолбам проволокой. Горизонтальные бревна препятствовали вывертыванию надолб танками. Надолбы из бревен действенны против легких и средних танков. Их устанавливали не менее чем в 4 – 5 рядов. Для усиления полосы надолб перед ними устраивали земляной порог и укладывали противотанковые мины. Надолбы, оплетенные колючей проволокой, служили одновременно противопехотным препятствием и затрудняли устройство в них проходов саперами противника. Против средних и особенно тяжелых танков, как правило, устраивали более прочные надолбы из рельсов, двутавровых металлических балок или из железобетонных блоков.