Легкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf. Е/F (Sd.Kfz.140). Чехословакия/Германия

Чехословакия в довоенный период располагала высокоразвитой военной промышленностью, в том числе и танкостроительной. В 1920-х - 1930-х годах здесь была создана собственная конструкторская школа, которая позволила создать к середине 1930-х годов несколько боевых бронированных машин, во многом оказавших влияние на развитие подобной техники в других странах. Одним из лучших образцов чехословацкой инженерной мысли стал легкий танк TNHP, созданный  концерном CKD-Praga. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и, в 1938 году принятая на вооружение чехословацкой армии, под обозначением «LT vz. 38» (образец 38). Этот танк  отличался простой и рациональной конструкцией,  благодаря удачной компоновке. Ко времени оккупации Третьим рейхом Чехии и Моравии 15 марта 1939 года, на заводах фирмы CKD-Praga (которую немцы вскоре переименовали в Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику (ВММ)), находилось 150 машин в различной стадии постройки. По основным параметрам чешский танк LT vz. 38, безусловно, превосходил немецкие легкие танки того периода -  Pz. I и Pz. II, а частично даже превосходил средний танк Pz. III первых серий. Поэтому, эти танки были включены в состав вермахта под обозначением «Panzerkampfwagen 38(t)» (Pz.Kpfw. 38(t) Ausf A) или Sd.Kfz.140 и, отличались от LT vz.38 лишь установкой немецкой радиостанции. Кроме того, поскольку экипаж LT vz. 38 состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда, то в Pz.Kpfw. 38(t) его увеличили до четырех человек. Таким образом, захват чешской военной промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению вермахта.


Первые 9 серийных танков 38(t) Ausf. А немцы получили уже в конце мая 1939 года. Всего же до начала Второй мировой войны было построено 98 танков этой модели. Одновременно продолжилось и совершенствование его конструкции. Поскольку 25-мм лобовая броня слабо защищала от огня противотанковых орудий, потребовалось увеличить ее толщину, а возросшая вследствие этого масса привела к установке более мощного двигателя и усилению рессор подвески. Так вскоре появились его новые варианты: B, C, D, E, F, S и G. С января по май 1940 года  было изготовлено 110 машин второго варианта танка Pz.Kpfw.38(t) – Ausf. B, отличавшегося только незначительными деталями от предыдущего образца. Третья серия танков Ausf. C из 110 машин выпускалась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя. На  следующих 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса, причем на части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений. С ноября 1940 по май 1941 года было изготовлено 275 танков модификации Е, представлявшего собой вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса танка достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения. Следующая модель F,  выпускалась с мая по октябрь 1941 года, практически не отличаясь от предыдущей. Последней серийной модификацией из 324 танков, выпущенных на заводах ВММ, стала модель  Ausf. G, в которой, в отличие от модели Е, отсутствовал ящик для амуниции на левой надгусеничной полке.


Кроме линейных танков, для вермахта выпускались также и командирские танки Pz.Bef.Wg.38(t). Их главные отличия от линейных танков состояли в рамочной антенне, смонтированной над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в лобовом листе бронекорпуса. Чехословацкие танки являлись надежными, легко управляемыми, простыми в производстве и эксплуатации машинами. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков Pz.Kpfw.38(t) всех модификаций их производство было прекращено.


     Корпус танка Pz.Kpfw.38(t) коробчатого сечения клепанный. Он производился из катаных броневых листов толщиной 10, 15,25 и 30 мм, прикрепленных к каркасу при помощи клепки, (а со второй половины 1940 года и сварки). Если первоначально толщина брони составляла 8 - 25 мм, то в  дальнейшем ее увеличили до 50 мм: нижний и верхний лобовые листы (бронекорпуса и башни) в танках, начиная с модели  Ausf. Е, были выполнены сдвоенными из бронелистов толщиной 25 мм. По компоновке бронекорпус разделялся на две части: боевое и силовое отделение. В передней части корпуса справа - находилось место механика-водителя, а  слева от него, отделенный закрытым кожухом коленвала – сидел стрелок-радист, поддерживавший радиосвязь и обслуживавший курсовой пулемет. Однако из курсового пулемета мог вести огонь и механик-водитель. Спереди располагалась коробка передач и рулевой механизм. Над местом стрелка-радиста находился входной люк. Смотровые щели располагались в лобовой броне и по бортам корпуса. В общей сложности механик-водитель и стрелок-радист имели четыре смотровые щели. В задней части боевого отделения слева размещался командир танка, одновременно выполнявший и обязанности наводчика. Справа от командира танка находился заряжающий.


Боевое отделение от силового отделяла противопожарная переборка толщиной 5 мм. В силовом отделении монтировались: двигатель, топливные баки, маслобак, радиатор, топливный насос и другие агрегаты. Башня танка цилиндрической формы, также первоначально клепанная из броневых листов толщиной 30 мм, которые соединялись со второй половины 1940 года с помощью сварки. Боковым бронелистам башни придавался угол наклона 10 - 81°. Танки поздних серий получили усиленную лобовую броню. В передней части башни монтировалось вооружение: раздельно установленные пушка и пулемет. На крыше башни находилась командирская башенка (оборудованная четырьмя наблюдательными приборами с бронестеклами «триплекс») с одностворчатым люком. Впереди слева от башенки монтировался перископ. Развитая кормовая ниша в задней части башни служила для хранения части боекомплекта к пулеметам и пушке.


Башня танка не имела силового привода, поэтому ее поворот в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью ручного привода. Вертикальная наводка пушки производилась при помощи плечевого упора, смонтированного с левой части казенника орудия. Вооружение танков Рz.Крfw.38(t) состояло из 37-мм полуавтоматической пушки Skoda А-7 (UV vz.38) с полу­автоматическим клиновым затвором. У немцев эта пушка получила  обозначение «3,7 mm КwК А7 L/42» или «3,7 mm КwК 38(t) L/42». Первоначально для нее использовались унитарные выстрелы с  бронебойными и фугасными снарядами, а с 1940 года в боекомплект этого орудия были включены и выстрелы с подкалиберными снарядами. Бронебойный снаряд массой 0,81 кг имел начальную скорость 750 м/сек, и пробивал 40-мм броневой лист на дистанции 500 м под углом 90°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от -10° до +25°, осуществлялось с помощью секторного механизма. Практическая скорострельность пушки составляла 15 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 винтовочно-пулеметных патронов. Дополнительное вооружение составляли два 7,92-мм станковых пулемета  ZВ-53 vz.37, в вермахте получивших обозначение «МG 37(t)»: один из которых монтировался в башне – справа от пушки, а второй, в подбашенной коробке - слева. Пулемет, установленный в шаровой опоре в башне, был спарен с  пушкой, но его крепление позволяло разъединить спаренную установку и вести раздельную стрельбу из пушки и пулемета. Спаренная установка была оснащена телескопическим и механическим прицелами.


Танки Рz.Kpfw.38(t) оснащались стандартной радиостанцией FuG  5 (смонтированной слева в передней части корпуса),  с радиусом действия до 6,4 км (в телефонном режиме) и 9,4 км (в телеграфном режиме). Штыревая антенна крепилась в передней части корпуса. На командирских танках Рz.Kpfw.38(t) устанавливали дополнительные радиостанции FuG 7 и FuG  8 с большим радиусом действия. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру танка приходилось общаться с механиком-водителем с помощью кнопочной световой сигнализации, состоявшей из шести ламп: две группы по три цветные лампы. Одна группа монтировалась в отделении управления, а другая - в башне, у командира танка, что обеспечивало двустороннюю связь. В качестве силовой установки использовался карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Рraga ЕРА 1-111 мощностью 125 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 250 км. Недостаточная мощность двигателя удачно компенсировалась конструкцией трансмиссии, включавшей в себя планетарную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота. Главный фрикцион - многодисковый сухого трения. Бортовые редукторы одноступенчатые.  Коробка передач Рraga-Wilson планетарного типа (5 - вперед, 1 - назад). Емкость двух топливных баков с общей горловиной составляла 220 литров. Имелся и резервный бензобак емкостью 40 литров.


Оригинальными были технические решения ходовой части - четыре опорных обрезиненных катка большого диаметра сблокированные по два в две тележки, а упругим элементом в каждой из них служила полуэллиптическая листовая рессора с механическими амортизаторами. Распределение нагрузки на опорные катки благоприятно сказывалось на маневренности танка и делало удобным его вождение. Меньшим по сравнению с зарубежными аналогами было и удельное давление на опорную поверхность. Ведущее колесо, переднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. В кормовой части корпуса находилось направляющее колесо (ленивец) с рычажно-винтовым механизмом натяжения гусеницы. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали два одинарных обрезиненных поддерживающих катка. Каждая гусеница состояла из 93 литых траков, которые имели возможность установки грунтозацепов.


Впервые танки Pz.Kpfw.38(t), состоявшие на вооружении танкового батальона 3-й легкой (танковой) дивизии, были применены вермахтом в войне с Польшей осенью 1939 года. Во Французской кампании весной 1940 года танками Pz.Kpfw 38(t) имелись уже на вооружении двух танковых дивизий. По состоянию на 22 июня 1941 года 623 танка Pz.Kpfw 38(t) составляли основу танкового парка пяти германских танковых дивизий. К середине 1941 года этот танк оставался еще боеспособным, но вскоре он стал стремительно устаревать. Начало Великой Отечественной войны наглядно показало слабость и бронирования, и вооружения танка Pz.Kpfw 38(t). В боях на советско-германском фронте большая часть Pz.Kpfw.38(t) была уничтожена, а оставшиеся, переданы во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию, разгромленную под Сталинградом в конце 1942 года. Весной 1943 года танки Pz.Kpfw.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа.


По состоянию на октябрь 1944 года в Вермахте имелось еще 229 танков Pz.Kpfw.38(t). Эти уцелевшие машины либо использовали в полицейских целях в борьбе против партизан, либо были переведены во Францию для использования в качестве учебных, либо переданы союзнику Германии - Словакии. Кроме того, 351 башня, демонтированная с танков Pz.Kpfw.38(t), была использована при сооружении оборонительных укреплений в самых различных уголках Европы. Однако ходовая часть этих танков осталась в производстве и после мая 1942 года и продолжала совершенствоваться, но теперь уже для нужд германской самоходной артиллерии. Их простое и надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, в том числе: противотанковой САУ «Marder» III; самоходной гаубицы Sturmpanzer 38(t) «Grille»; зенитной самоходной установки Flakpanzer 38(t) «Gepard»; истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzer», транспортера боеприпасов и ряда других образцов. Одних только, истребителей танков «Hetzer» с начала 1944 года и до конца Второй мировой войны было выпущено 2849 единиц.


Легкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf. Е/F с нанесенными на бронекорпусе опознавательными знаками 12-й танковой дивизии вермахта был обнаружен на месте боев в районе г. Валдай Нов­городской области и передан в дар музею. Реставрационные работы проведены в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).