Легкий полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». СССР

Развитие артиллерийского вооружения в 1930-х годах шло по пути усиления огневого могущества орудий, повышения дальности их стрельбы, скорострельности и маневренности. Однако конная тяга, к тому времени, уже не обеспечивала необходимую подвижность на поле боя новых артиллерийских систем, тем более, в  противотанковой и батальонной артиллерии, на вооружении которой поступили 45-мм  противотанковые пушки образца 1932 года и 76-мм полковые пушки образца 1927 года. Для этих орудий требовалась высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, стрельба прямой наводкой на дистанции 500 -  1000 м в условиях переднего края, во время  кратковременных огневых контактов под ружейно-пулеметным огнем противника.


Красной армии требовался легкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач переднего края, чье массовое производство было бы под силу промышленности для быстрого вооружения ими противотанковых дивизионов и артиллерийских полков. Подобными возможностями тогда обладали автотракторные заводы и те машиностроительные предприятия, где к тому времени было освоено производство танкеток и легких разведывательных танков. В связи с этим, в конце 1936 года в КБ московского машиностроительного завода № 37 им. Орджоникидзе под руководством главного конструктора Н. А. Астрова был создан полубронированный гусеничный тягач, первоначально имевший заводской индекс «020», впоследствии, он получил наименование «Комсомолец». Этот тягач предназначался для буксировки противотанковых и полковых орудий на переднем крае, в непосредственной близости к противнику. Н. А. Астров имел большой опыт в создании гусеничной техники, в частности легких разведывательных плавающих танков. Именно это определило использование в конструкции новой машины узлов и агрегатов малого плавающего танка Т-38 и грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В августе - ноябре 1937 года состоялись войсковые испытания тягача «Комсомолец», которые, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15 - 20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8 - 11 км/ч, что было признано как высокая скорость, причем движение было возможно даже при крене 40°. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°, а при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.


При маневрировании радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. В то же время представители военных отметили, что мощности, развиваемой автомобильным двигателем, для тягача артиллерийских систем явно недостаточно. Тем не менее, по результатам испытаний «Комсомолец» был принят на вооружение Красной армии под обозначением «легкий полубронированный артиллерийский тягач Т-20».


Тягач «Комсомолец» имел клепано-сварной корпус с противопульным бронированием из бронелистов толщиной 7 - 10 мм (защищавших экипаж - водителя и командира-стрелка - от пуль винтовочного калибра и мелких осколков), поделенный поперечной перегородкой на кабину, находящуюся в передней половине машины и грузовую платформу с двумя рядами сидений посередине, обращенных спинками друг к другу. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка для посадки – высадки экипажа, а впереди и по бортам - откидные бронекрышки со смотровыми щелями, позже замененные пулестойкими блоками «триплекс». В лобовом бронелисте кабины с правой стороны монтировался в шаровой установке 7,62-мм танковый пулемет ДТ, использовавшийся в качестве оборонительного вооружения.  За кабиной находилось моторное отделение (двигатель располагался сзади под сиденьями и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Боекомплект перевозился на  грузовой платформе. В поперечной кормовой балке было размещено тягово-сцепное устройство для буксировки артиллерийских систем массой  до 1,5 тонн.  В ненастную погоду при длительных маршах сверху платформа закрывалась брезентовым тентом с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м. На тягаче устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. Запуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера или от заводной рукоятки. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ, поэтому на тягачах последней серии воздухозаборники пришлось перенести в другое место - между спинками сидений.


Для повышения живучести машин командир-стрелок имел дублированное управление  машиной (кроме переключения передач), что было немаловажно, в случае ранения или гибели механика-водителя. Топливные бензобаки, емкостью 115 л, находились в корме. Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Двигатель был дополнен демультипликатором от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА,  что удвоило число ступеней в трансмиссии, позволяя иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Именно эта особенность позволила получить тягачу Т-20 минимальную скорость движения в 2 - 2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии, в том числе: главная передача; бортовые фрикционы с тормозами; бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатая гусеница, опорные и поддерживающие обрезиненные катки были унифицированы с плавающим танком Т-38.


Гусеничный движитель (применительно к одному  борту) состоял из мелкозвенчатой гусеничной ленты цевочного зацепления с открытым шарниром; двух тележек с четырьмя блокированными попарно опорными одинарными катками (в отличие от танковых получивших более компактную подвеску с листовыми полуэллиптическими рессорами,  что снизило высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета); двух одинарных поддерживающих катков; направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемным зубчатым венцом.


В 1937 году выпуск тягача «Комсомолец» был освоен как на головном заводе № 37 (г. Москва), так и на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах.  Всего с 1937 по 1941 год, включительно, эти предприятия изготовили 7780 тягачей Т-20 трех производственных серий, различавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Выпуск тягача «Комсомолец» был прекращен в июле 1941 года, из-за необходимости расширения производства легких танков на базе автомобильных агрегатов.


Артиллерийские тягачи Т-20, состоявшие на вооружении в стрелковых и мотострелковых соединениях использовались Красной армии в боях с японскими войсками в 1938 году у озера Хасан и  летом 1939 года в районе р. Халхин-Гол, а также в ходе советско-финской войны 1939 – 1940 годов. По состоянию на 1 января 1941 года в РККА насчитывалось 4401 артиллерийских тягачей Т-20, что составляло 20,5% парка всех специальных тягачей, при положенных по штату 2810. По штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину, и к началу Великой Отечественной войны число тягачей этого типа в войсках уже достигло 6700 единиц.


Наряду со своими прямыми функциями по буксировке артиллерийских орудий, в начале Великой Отечественной войны эти тягачи даже иногда использовались в качестве танкеток для поддержки пехоты. При отсутствии других тягачей «Комсомольцы» нередко использовались с перегрузками, для буксировки более тяжелой зенитной и дивизионной артиллерии. Летом 1941 года на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г. Грабина примерно на 100 тягачах Т-20 были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2 образца 1941 года. Эти истребители танков, получившие наименование «ЗИС-30», хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (из-за малой опорной базы и большой высоты линии огня), уже в июле прошли войсковые испытания и вскоре были распределены по танковым бригадам. САУ ЗИС-30 принимали участие в битве за Москву. В ходе войны артиллерийские тягачи «Комсомолец» широко применялись на всех фронтах, несмотря на то, что их количество непрерывно сокращалось (на 1 сентября1942 года  в Красной армии насчитывалось всего лишь 1662 машины, а на 1 января 1943 года их было уже 1048). Они вплоть до окончания  войны продолжали нести в войсках свою нелегкую службу. Артиллерийские тягачи Т-20 «Комсомолец» сыграли заметную роль в моторизации Красной армии.


Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» был обнаружен клубом подводного плавания  «Искатель» Дворца Культуры Смоленской АЭС (руководитель С.В. Косенков) в болотистой местности в Холм-Жирковском районе вблизи г. Десногорска Смоленской области и  в 1992 году передан в дар музею. Реставрационные работы  по восстановлению тягач Т-20 были проведе­ны в 1992 – 1994 годах в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации  (Кубинка).