Легкий огнеметный колесно-гусеничный танк Т-46-1 образца 1936 года. СССР

Т-46-1 - советский легкий колесно-гусеничный танк был разработан на оригинальной базе в 1933 году в КБ Ленинградского завода № 174 им. Ворошилова  группой конструкторов под руководством С. Гинзбурга. Ведущий конструктор танка - В. Симский. Вначале этот танк получил индекс «Т-26А», замененный в начале 1934 года новым обозначением «Т-46». Он создавался в рамках программы по повышению подвижности легкого танка сопровождения пехоты Т-26, путем перевода его на колесно-гусеничный ход,  для чего с целью облегчения серийного производства широко использовались узлы и агрегаты серийного танка Т-26 образца 1933 года. Согласно техническому заданию,  танк Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но, прежде всего,  планировалось существенно улучшить ходовые качества танка. В отличие от своих предшественников танк должен был получить дизельный двигатель ДТ-4 или же карбюраторный МТ-4 мощностью 200 л.с.  Проектирование этих двигателей также велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозаменяемость.


Опытный образец танка построили в 1935 году, но он оказался сильно перетяжелен, поэтому было принято решение по его доработке, причем боевую массу танка разрешили поднять до 14 - 15 тонн. Но теперь, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений СССР  М.Н. Тухачевского,  все работы по доводке танка Т-46 (проектов №№ 46-1, 46-2, 46-3) были  продолжены уже в  другом КБ Опытного завода N 185 Спецмаштреста им. Кирова (г. Ленинград) под руководством О.М. Иванова и М.В. Симонова.


При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, и 29 февраля 1936 года Постановлением Совета Труда и Обороны СССР его принимают на вооружение Красной армии под индексом «Т-46-1». Эталон танка был готов к ноябрю 1936 года. Он успешно прошел дополнительные испытания. По вооружению танк Т-46-1 вполне соответствовал требованиям РККА, он обладал значительно большей скоростью и подвижностью на гусеницах, чем Т-26, а на колесах его максимальная скорость достигала

73 км/ч, кроме того, упростилась управляемость танка, за счет использования новой трансмиссии. Поэтому уже в декабре началось серийное производство опытной партии из 50 Т-46-1 на заводе № 174 им. Ворошилова, где параллельно шла сборка танков Т-26. Всего было изготовлено 4 танка, которые поступили в 1937 году на войсковые испытания. В войсках, в ходе испытаний эти танки получили, в целом, положительные оценки, но отмечалась недостаточная надежность их силовой передачи. Кроме определенных недостатков в их конструкции, эти танки имели неприемлемо высокую стоимость, приближавшуюся к стоимости среднего трехбашенного танка Т-28. Все это вместе взятое, привело к тому, что  в конце 1937 года было принято решение о полном прекращении дальнейших работ над Т-46-1 и снятии его с вооружения, за исключением варианта с противоснарядным бронированием, которые в дальнейшем был значительно переработан и получил индекс «Т-46-5» (Т-111).


По компоновке танк Т-46 был аналогичен Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но сама форма корпуса танка подверглась некоторым изменениям. Он стал крупнее и имел более просторную башню, в которую можно было без изменений установить или 45-мм танковую пушку 20-К образца 1932/34 годов или 76-мм танковую пушку ПС-3 образца 1933 года вместе со спаренным пулеметом ДТ;  в кормовой нише -  в шаровой установке  монтировался второй 7,62-мм пулемет ДТ, и, кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был смонтирован брандспойт пневматического огнемета КС-45.


Боекомплект танка составлял 101 выстрел к 45-мм орудию; 2709 патронов (43 магазина) к пулеметам ДТ и бак с 50 литров огнесмеси на 10–12 выстрелов из огнемета КС-45. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение - в кормовой части. Экипаж танка состоял из трех человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни. Танк Т-46-1 имел противопульное бронирование. Корпус Т-46 мало отличался от корпуса прототипа и собирался при помощи клепки из катаных броневых листов толщиной 8, 10, 15 и 22 мм. Башня изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и КВ-радиостанции 71-ТК-1, с поручневой антенной. На танке монтировался бензиновый двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с. В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора с забором охлаждающего воздуха с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Емкость топливных баков составляла 428 литров.


Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редукторы.  Наиболее сильные отличия получила ходовая часть. Вместо тележек в ней были использованы (применительно к одному борту) 4 сдвоенных опорных катка с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения с цевочным зацеплением. Траки гусениц шириной 390 мм были литыми. При движении на колесах ведущими были только две задние пары колес, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колес. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах - рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач. Запас хода танка по шоссе составлял: на гусеничном ходу до 200 км, на колесном - 400 км.


После прекращения работ над танком Т-46 по решению Военного Совета один из выпущенных Т-46-1 передавался в распоряжение бронетанкового музея, где он и оставался до середины 1941 года. Еще как минимум один танк принимал участие в советско-финской войне в 1939 – 1940-х годах. В октябре 1941 года, когда немецкие войска вышли на ближние подступы к Москве и Ленинграду, со складов и полигонов была изъята вся боеспособная техника, в том числе танки Т-46-1. Один из этих танков без ходовой части был закопан по башню в землю, использовался в качестве бронированной огневой точки (БОТ), но уже без огнемета, в оборонительных боях на Карельском перешейке в районе пос. Сосново Ленинградской области. Он был обнаружен в 1990-х годов поисковым объединением «Высота» (руководитель В.Н. Дудин) и передан в дар Центральному музею Великой Отечественной войны в декабре 2001 года. Реставрационные работы  по восстановлению танка Т-46-1 были проведе­ны в 2004 году в 38-м НИИИ МО РФ (Кубинка).