Башня легкого танка Pz. Kpfw.I. Германия

Несмотря на запрет Версальского договора иметь в составе германской армии танковые части и производить танки, уже в середине 1920-х годов немецкие инженеры, как в самой Германии, так и за ее пределами, приступили к опытно-конструкторским работам в области танкостроения. Именно эти работы заложили тот фундамент, на основе которого впоследствии были осуществлены многочисленные разработки танков, участвовавших в сражениях Второй мировой войны. Одним из первых стал легкий танк - Panzer I. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений и дал указание приступить к проектированию танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях. Управлением вооружений рейхсвера была инициирована разработка новой машины, для сохранения секретности, получившего обозначение «LaS» (Landwirtschaftlicher Schlepper – нем. «Сельскохозяйственный тягач»). Предполагалось, что он будет использоваться в качестве разведывательной машины, а также базы для создания САУ и тягача. Заказ на его проектирование получили сразу четыре фирмы: Daimler-Benz, Rheinmetall-Воrsig, Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg (MAN) и Krupp.


Последняя фирма уже имела готовый проект «малого трактора» LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Воельфертом. Первый его прототип был готов в июле 1932 года, причем этот выбор определялся не качеством его тактико-технических характеристик, а возможностью быстрого реализации и малыми затратами при освоении серийного производства. Фирма Krupp, имела большой опыт совместной работы со шведской фирмой Landsverk Ab при изучении английской танкетки Carden-Lloyd Mk Ml, от которой и была заимствована конструкция ходовой части, поэтому она предлагала самый дешевый вариант легкого танка.


Производство опытных образцов машины 1 LaS Krupp было поручено фирме Henschel, которая летом 1933 года отправила на испытания в Куммерсдорф первые пять прототипов. Испытания показали низкую надежность конструкции танка, особенно его трансмиссии и ходовой части. В результате доработки и повышения прочности ходовой части,  три опорных катка вместе с ленивцем были сблокированы общей балкой и к ним были добавлены еще по три поддерживающих катка на сторону. Корпус и башня нового танка были спроектированы фирмой Daimler-Benz, которая впервые применила для них клепано-сварную конструкцию. Первая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах (Krupp-Gruson, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall-Borsig и MAN) - по три машины на каждом, что специально делалось для  привлечения дополнительных подрядчиков и подготовки этих предприятий для будущего массового производства танков (персонал и оборудование) и приобретения ими опыта в создании новых боевых машин. Первые серийные шасси были изготовлены в декабре 1933 года на заводах Krupp-Gruson. Следующую партию в феврале 1934 года выпустила фирма Henschel и к концу апреля были полностью готовы 15 танков. После испытаний  танк был принят на вооружение вермахта в июле 1934 года. Уже в сентябре  они поступили на вооружение трех танковых рот Kraftlehr Kommando Zossen (Учебное подразделение автомобильных войск) в  н.п. Цоссен, а через месяц  это подразделение было переформировано в 1-й танковый полк.  


Panzer I стал первым немецким танком, поступившим на вооружение вермахта. И хотя эта машина предназначалась для подготовки кадров танковых войск, ей было суждено достаточно долго составлять основу немецкого танкового парка. С мая 1935 года, после того как Германия официально отказалась от соблюдения требований Версальского договора, вместо прежних конспиративных обозначений танк получил новое обозначение – «M.G. Panzerwagen» («пулеметная бронемашина»), к октябрю того же года поменявшееся на «M.G. Kampfwagen» («пулеметный танк»). С ноября 1935 года он получил обозначение M.G. Panzerkampfwagen, а в апреле 1936 года танку было присвоено новое, на этот раз уже окончательное, обозначение –  «танк I  модели А» - Panzerkampfwagen I Ausführung A («Pz.Kpfw.I Ausf.A» (Ausfuhrung - модель, тип)). В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств вермахта - Kraftfahrzeuge Nummersustem der Wermacht.  По этой системе танк Pz.I и его последующие модификации, получили обозначение  от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz.- Sonderkraftfahrzeug - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант – обозначение «Sd.Kfz.265». Всего было изготовлено 477 танков Pz.Kpfw. I Ausf.A (349 - на заводах Henschel и 128 - на заводах MAN).


Уже к 15 октября  1935 года в вермахте были сформированы три танковые дивизии, укомплектованные танками Pz.I.  Во время их эксплуатации выявилось, что танки модели «А» нуждаются в модернизации, в основном, в замене силового агрегата. Стало очевидным, что мощности 57-сильного двигателя Krupp М305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на Pz.I Ausf.A нового дизельного двигателя Krupp М601 мощностью 60 л.с.  Проблему удалось решить, только установив на танк шестицилиндровый бензиновый мотор Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с.,  в связи чем его корпус удлинился на 400 мм. В ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопная  труба была выведена через задний борт, в отличие от Pz.I Ausf.A, который имел две выхлопные трубы по бортам. В остальном обе модификации были практически идентичными. Производство танков модификации «В» велось на заводах Henschel, Krupp-Gruson в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах MAN - в Нюренберге и Wegmann - в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.I Ausf. B, а фирмой Wegmann в 1938 году еще 22 корпуса.


Свое боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие Гитлером решения о помощи генералу Франко привело к созданию легиона «Кондор», в который входили части люфтваффе и сухопутных войск. В 1936 году на его вооружение поступил 41 танк Pz.I Ausf. A.


Первое боевое столкновение с республиканскими Т-26 произошло 28 октября 1936 года, когда Pz. I  поддерживая кавалерию франкистов оказались совершенно бессильными перед советскими пушечными танками Т-26 республиканцев. Опыт использования танков Pz. I    обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 году производство танка Pz. I Ausf. В было прекращено, но его шасси выпускалось до 1941 года и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин. Сравнительно быстроходный и маневренный Pz.Kpfw.I в полной мере соответствовал германской концепции блицкрига, однако в середине 1930-х годов, когда создавался и производился этот танк, германским войскам так и не довелось применить его в условиях той войны, для которой он создавался. А к тому времени, когда вермахт воплотил эту идею в жизнь, в  начальный период Второй мировой войны, танк  Pz.Kpfw.I был уже откровенно устаревшим и играл небольшую роль по сравнению с более современными танками, по существу, оставаясь на вооружении лишь из-за нехватки более современных машин.


Легкий танк Pz. I составлял основу парка немецких танковых войск во время захвата Польши, в сентябре 1939 года, а также французской кампании в мае - июне 1940 года. В меньших количествах этот танк использовался верхматом на Балканах (в 1941 году), в Северной Африке в 1941 -1942 годах. На 22 июня 1941 года вермахт располагал 410 исправными танками Pz. I, причем в танковых частях первой линии имелось только 74 машины. Еще 245 танков находились в ремонте. К концу года на Восточном фронте были потеряны практически все задействованные Pz. I. - 428 единиц. В боевых частях они уже почти не встречались, и в 1942 году их сняли с вооружения. Оставшиеся машины переделывали в основном в транспортеры боеприпасов. Некоторое их количество использовалось в составе полицейских частей в боях с партизанами, а в Германии - для подготовки и обучения танкистов.


Легкий танк Pz.l имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссионное отделение, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса, за ним находилось отделение управления, совмещенное с боевым. Механик-водитель размещался слева, башенный стрелок - справа. Моторное отделение занимало кормовую часть корпуса.


Pz. Kpfw. I имел равнопрочное противопульное бронирование для  защиты только от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Корпус танка собирался из катанных листов хромоникелевой стали. Сборка осуществлялась при помощи сварки, с частичным применением подкладного каркаса, служившего для повышения жесткости корпуса. Несмотря на сварную конструкцию, для крепления отдельных деталей и узлов к корпусу широко применялись также соединения при помощи болтов и заклепок, поначалу с плоскими, на танках поздних выпусков - с коническими пулестойкими головками. Бронирование машины составляло 13 мм в лобовой и бортовой части, 10 мм - в кормовой и 5 мм - в области днища. Для посадки механика-водителя имел двухстворчатый люк в левой части подбашенной коробки. Экипаж мог вести наблюдение за местностью через три смотровые щели, расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми крышками. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками «триплекс».


Боевое отделение отделялось от моторного противопожарной переборкой. Одноместная  сварная башня Pz. Kpfw.I, смещенная к правому борту корпуса, имела коническую форму и размещалась в правой части боевого отделения на роликовой опоре. Башня вращалась ручным механизмом поворота, располагавшимся слева (Pz. IA) или справа (Pz. IB) от установки пулеметов. В крыше башни имелся большой люк с одностворчатой крышкой для посадки командира танка (он же выполнял функции башенного стрелка). В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни - четыре лючка для наблюдения с броневыми крышками (в двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с башней, полик боевого отделения отсутствовал.


Вооружение танка состояло из двух 7,92-мм пулеметов MG. 13 или MG.13k (в Pz. IA и Pz. IB первых серий) или MG.34 (в Pz. IB поздних выпусков), снабженных электроспуском. Пулеметы монтировались в спаренной установке в качающейся броневой маске, размещенной на цапфах в лобовой части башни и могли вести стрельбу независимо друг от друга. Угол возвышения пулеметов + 18°, склонения -12°. Маска могла фиксироваться в горизонтальном положении. Боекомплект состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов), а с 1936 года боекомплект увеличили до 2250 патронов (90 магазинов). Танк был оборудован телескопическим прицелом «Zeiss» TZF.2. Танки модели «А» оснащались радиоприемником Fu2, а модели «В» - приемопередающей радиостанцией Fu 5. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба. На танке Pz. I Ausf. A монтировался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель «Krupp» М305  воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с.  Емкость двух бензобаков, находившихся в задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя составляла 144 л. Танк Pz. I Ausf. B оснащался 6-цилиндровым карбюраторным рядным двигателем жидкостного охлаждения «Maybach» NL 38TR мощностью 100 л.с. Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя - 146 л. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов. Коробки передач ZF «Aphon» FG35 (на Ausf. A) и «Aphon» FG31 (на Ausf. B) - механические, пятискоростные (5 - вперед, 1 - назад). Ходовая часть танка Pz. I Ausf. A, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530-мм и одного необрезиненного опорного катка, большего диаметра, выполнявшего роль ленивца. Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах. Поскольку корпус Pz. I Ausf. B был удлинен на 400-мм, то  ходовая часть получила пятый опорный каток, а ленивец подняли с грунта. Число поддерживающих катков: три -  в Pz. IA и четыре – в Pz. IB. Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм.


 Башня легкого танка Pz. I была передана в дар музею службой криминальной милиции г. Санкт-Петербурга (г. Колпино) в январе 1998 года. Реставрационные работы проведены в апреле 2000 года в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).