180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. СССР

В Советском Союзе первые проекты артиллерийских железнодорожных установок большого калибра появились в конце 1920-х - начале 1930-х годов. В 1931 году группа специалистов Артиллерийской секции НТК УВМС начала работы по созданию 180-мм железнодорожной артиллерийской установки, способной вести круговой обстрел с любой точки железнодорожного пути. Эти установки предназначалась для использования в системе береговой обороны и для решения широкого круга задач в интересах сухопутных войск.


Институт АНИМИ в 1932 году разработал техническое задание на проектирование артиллерийской железнодорожной установки, получившей обозначение «ТМ-1-180» (транспортер морской, тип 1, калибр 180 мм ). Разработка технического проекта железнодорожной установки осуществлялась специалистами КБ Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Одновременно с этим, другой Ленинградский завод «Большевик» разработал 180-мм орудие Б-1-П длиной 57 калибров с поршневым затвором. Первые образцы пушки имели скрепленный ствол, состоявший из нескольких труб и кожуха с навинтным казенником. Но уже в 1933 году, после того как итальянская фирма Ansaldo смонтировала на заводе «Большевик» автофрежекторную установку, удалось освоить выпуск более совершенного орудия Б-1-П с лейнированным стволом, состоявшим из трубы со свободно вставленным лейнером, кожуха и навинтного казенника.


Пушка имела двухтактный поршневой затвор типа Vickers с открыванием рамы затвора вверх. Именно под это орудие ЛМЗ проектировал береговую одноорудийную башенную установку МО-1-180 и трехорудийную башню МК-3-180 для знаменитого крейсера «Киров». В 1932 году Металлический завод разработал новый досылатель броскового типа, который был принят для башенных установок МК-3-180, МБ-2-180, его же использовали и в новых транспортерах. Сама конструкция 180-мм железнодорожной установки принципиально отличалась от разработанных ранее установок более крупного калибра - 305-и 356-мм. Вращающаяся часть, в которой была установлена пушка

Б-1-П, взята с мелкими изменениями от береговой установки МО-1-180. В ТМ-1-180 конструкторы защитили вращающуюся часть артиллерийской системы броневым прикрытием, поперечный контур которого почти соответствовал специальному железнодорожному габариту подвижного состава. Передняя часть прикрытия имела толщину 39 мм , остальные (и в том числе крыша) - 20 мм . Для подачи боеприпасов к орудию транспортер снабдили снарядной платформой, по периметру которой катались

4 снарядные тележки с лотками для боеприпасов. Снарядная платформа вращалась вместе с орудием. При этом вагоны-погреба располагались спереди и сзади транспортера, а подача боеприпасов осуществлялась с любого из них. Между вагонами и снарядной платформой располагались рольганги с деревянными роликами. По ним снаряды из вагонов подавались вручную на платформу. Для полузарядов рядом с рольгангом был установлен наклонный желоб. Заряжание производилось при угле вертикального наведения +10°, такой же угол придавался и лоткам.


Для удобства размещения прислуги при заряжании снарядная платформа устанавливалась на главной балке с небольшим эксцентриситетом относительно оси вращения системы. Поэтому во время горизонтального наведения платформа меняла свое положение относительно рольгангов, и приходилось непрерывно перемещать рольганг, отслеживая движение платформы. Это было серьезным недостатком системы подачи боеприпасов, но при соответствующей тренировке сбоев и задержек в стрельбе не было. Для того чтобы снарядная платформа не выходила за железнодорожный габарит по ширине, ее разделили на две части. При переходе из боевого положения в походное они поворачивались на вертикальных осях на 180° и располагались прямо под орудием, которое в походном положении было направлено к концу состава. Конструкция транспортера позволяла вести круговую стрельбу с любой точки железнодорожного пути без предварительного инженерного оборудования огневой позиции. Временную позицию для него можно было оборудовать в любой точке пути. Для этого главная балка опускалась на специальные брусья, которые устанавливались на шпалы железнодорожного полотна. Брусья набирались из дубовых досок и связывались болтами и скобами. Транспортер имел восемь опорных ног, которые в боевом положении располагались таким образом, что стрельба могла вестись под любым углом горизонтального наведения. Главная балка опускалась с помощью двух винтовых механизмов, расположенных на концах транспортера. Каждый из них приводился в действие двумя номерами расчета. Стрельба производилась на горизонтальном участке железнодорожного пути по круговому сектору обстрела в 360 градусов путем поворота на 200 градусов вправо и влево от среднего положения до упоров ограничения при углах возвышения орудия от 0 до 50 градусов.


Время перевода из походного положения в боевое занимало 60 минут. Транспортер имел свой двигатель для перемещения на небольшие расстояния: через 3-4 минуты после прекращения огня он должен был покинуть свою позицию, чтобы не попасть под ответный огонь противника. Транспортер был обеспечен совершенными приборами управления огнем с закрытых огневых позиций.


Стрельба из пушки Б-1-П установки ТМ-1-180 велась в основном бронебойным и осколочно-фугасным снарядами образца 1928 года. Заряжание – картузное. Масса снаряда составляла 97,5 кг . Пороховой заряд обеспечивал снаряду начальную скорость 920 м/сек, а дальность стрельбы при угле возвышения 49° составляла 37129 м . Имелись также несколько типов полубронебойных снарядов, фугасный и бетонобойный снаряды, а также дистанционная граната, предназначенная для стрельбы по воздушным целям. Для обеспечения скрытности стрельбы железнодорожных артиллерийских установок сотрудники ленинградского Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона разработали беспламенные заряды, которые готовились на базе обычных пламенных пироксилиновых порохов путем введения специальных добавок. Поскольку выстрел не давал яркой вспышки, разведка противника практически лишилась возможности засекать стреляющие установки.


Впоследствии изготовление железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-180 было перенесено на Николаевский государственный завод им. Марти № 198 (г. Николаев). В 1934 – 1935 годах были изготовлены первые четыре установки ТМ-1-180. Производство 180-мм орудий для них было освоено заводом «Баррикады» (г. Сталинград). В декабре 1934 года одна из установок прошла испытания на Научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне. В январе-марте 1935 года туда же были переданы и оставшиеся три 180-мм установки. Испытания прошли успешно, что позволило уже в 1936 году сформировать первую батарею, вооруженную ими.


Всего же к началу Великой Отечественной войны было выпущено 20 установок ТМ-1-180. 180-мм четырехорудийная батарея передвигалась в составе двух эшелонов, в каждом из которых было по два транспортера с погребами для боеприпасов, вагоны для личного состава и материально-технического имущества. Тяга – паровозная. В основном, железнодорожные батареи строились для борьбы с флотом противника. Например, три 356-мм, три 305-мм и восемь 180-мм железнодорожных орудий вместе со стационарными береговыми батареями калибра 152- 305 мм перекрывали огнем вход в Финский залив. Но с началом войны выяснилось, что германское командование даже не планировало участие крупных надводных кораблей против СССР. Поэтому морских целей у советских батарей практически не оказалось. Впервые транспортеры ТМ-1-180 привлекались для разрушения вражеских укреплений на Карельском перешейке в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов. 180-мм железнодорожные артиллерийские установки ТМ-1-180 принимали активное участие в годы Великой Отечественной войны.


Так, в годы войны в составе Ленинградского фронта действовали три батареи 180-мм установок ТМ-1-180:12-я, 18-я и 19-я. 16-я батарея в самом начале войны убыла на Черное море, а 17-я была заблокирована на полуострове Ханко, и при эвакуации гарнизона ее транспортеры пришлось вывести из строя. В январе 1942 года 12-я, 18-я и

19-я батареи ТМ-1-180 вместе с 11-й батареей ТМ-1-14 были сведены в 1-й отдельный артиллерийский дивизион. Этот дивизион и шесть дивизионов железнодорожных артиллерийских установок калибра 100 -152 мм , в свою очередь, составили 101-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду - самое мощное артиллерийское соединение Ленинградского фронта. Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, огневой поддержки советских войск, обеспечения морских коммуникаций Ленинград - Кронштадт.


В 1943 году артиллерийские установки бригады участвовали в прорыве блокады Ленинграда. 22 января 1944 года бригада за проявленный героизм личного состава была преобразована в 1-ю гвардейскую морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду. За бои под Красным Селом в районе Ленинграда во время январского наступления 1944 года ей было присвоено почетное наименование «Красносельская», а 22 марта того же года бригада была награждена орденом Красного Знамени. Впоследствии бригада приняла активное участие в разгроме немецких войск на Карельском перешейке - Выборгской операции, а также в Пруссии. В апреле 1945 года она успешно действовала под Кенигсбергом и в разгроме немецких войск на Земландском полуострове. После заключения в сентябре 1944 года перемирия с Финляндией установки 17-й батареи возвратили в СССР и в начале 1945 года поставили на вооружение 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады.


В послевоенные годы установки ТМ-1-180 еще долго оставались на вооружении Советской армии, а затем были выведены на консервацию. Так, на 1 января 1984 года в составе военно-морского флота их было 13. Из них на Черноморском флоте имелось восемь ТМ-1-180, на Ленинградской военно-морской базе два ТМ-3-12 и три ТМ-1-180.



Годы выпуска -1934 – 1941


Всего выпущено - 20 ед.


Калибр - 180 мм


Масса в боевом положении - 160 тонн


Длина ствола - 10345 мм


Длина нарезной части – 8267 мм


Расчет – 40 человек


Скорость движения - 45 км/ч


Скорострельность – 3,5 - 5 выстр/мин


Наибольшая дальность стрельбы – 37129 м


Углы обстрела:


По горизонтали - 360°


По вертикали - 0° +50°