152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года. СССР

МЛ-20 – 152-мм советская гаубица-пушка. Фактически этот термин был специально введен именно для МЛ-20, чтобы подчеркнуть ее уникальные боевые качества. Двойное название – «гаубица-пушка» - означает, что в этом орудии совмещены качества обоих основных типов артиллерийских систем, и она находилась в нише между классическими полевыми гаубицами с коротким стволом и дальнобойными длинноствольными пушками особой мощности, сильно выигрывая у первых в дальности стрельбы, а у вторых в массе, мобильности и цене. На практике, первое преимущество привело к тому, что МЛ-20 была способна наносить удары по позициям наиболее распространенных гаубиц противника, стреляя с недоступных для тех расстояний. Результатом второго преимущества явилось гораздо большее количество выпущенных МЛ-20 по сравнению с числом произведенных пушек особой мощности, которые были существенно дороже.


Еще в 1932 году группа конструкторов Всесоюзного орудийно-арсенального объединения - В. Грабин, Н. Комаров и В. Дроздов предложила создать мощную 152-мм корпусную пушку путем наложения ствола осадной 152-мм пушки Шнейдера на лафет 122-мм пушки А-19. На тот момент осадная пушка Шнейдера образца 1910 года по своим баллистическим данным являлась одним из лучших орудий мира. В 1930 и 1934 годах ее модернизировали, но многие недостатки в корпусной 152-мм пушке образца 1910/34 года устранить не удалось. Ей был присущ ряд недостатков: отсутствие подрессоривания у передка ограничивало скорость передвижения; сложный подъемно-уравновешивающий механизм обеспечивал недостаточно высокую скорость вертикальной наводки; на перевод ствола из походного в боевое положение и обратно требовалось много энергии и времени; люлька с противооткатными устройствами была сложна в изготовлении. В то же время орудие такого типа было очень востребовано в армии.


Все работы по модернизации пушки образца 1910/34 года проводились на артиллерийском заводе № 172 в Мотовилихе. На заводе для нее была подготовлена вся технологическая оснастка. Поэтому заводу № 172 и поручили создать новое мощное орудие. Гаубица-пушка, получившая название «МЛ-20», созданная в заводском КБ группой конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова, проектировалась в инициативном порядке параллельно с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-15, на разработку которой завод имел задание ГАУ. В отличие от конструкторов МЛ-15, Ф.Ф. Петров стремился в своем орудии в максимальной степени использовать лучшие узлы и механизмы пушки образца 1910/1934 года, и в том числе ствол. Под него был создан новый лафет, удовлетворяющий всем требованиям.


Несмотря на широкую унификацию с пушкой обр. 1910/1934 гг., гаубица-пушка МЛ-20 получила целый ряд новых элементов. Так, был разработан заново литой верхний станок, разделен объединенный подъемно-уравновешивающий механизм на два независимых - секторный подъемный и уравновешивающий, сконструированы новые: передок с подрессориванием, механизм изменения длины отката (в зависимости от угла возвышения), механизм включения и выключения рессор, прицел с независимой линией прицеливания и люлька с литой цапфенной обоймой (взамен кованой). Этот практически новый лафет был признан нормализованным, получив обозначение 52-Л-504А и, позже, был использован при создании 122-мм пушки А-19 образца 1931/37 годов. Таким образом, пермским конструкторам удалось создать впервые в мировой практике орудие промежуточного типа со свойствами и пушки и гаубицы. Угол возвышения, увеличенный до 65°, и 13 переменных зарядов позволили получить орудие с уникальными возможностями маневра огнем, которое могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка - по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. В ее разработке и создании активное участие принимали А. Булашев, С. Гуренко, М. Бурнышев, А. Ильин и другие.


При разработке этого орудия особенное внимание уделялось повышению технологичности и снижению стоимости. Именно с производства гаубицы-пушки МЛ-20 в артиллерийской технике началось широкое применение стального фасонного литья. Многие узлы - верхний и нижний станки, шарнирные и хоботовые части станин, ступицы колес - изготавливались из дешевых углеродистых сталей. В 1936 году был готов первый прототип МЛ-20. В ходе проведения сравнительных государственных испытаний МЛ-20 и МЛ-15, победителем вышла пушка Петрова МЛ-20, принятая 22 сентября 1937 года на вооружение Красной армии под названием «152-мм гаубица-пушка образца 1937 года».


МЛ-20 имела современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом. Заимствованный у пушки образца 1910/1934 года 152-мм ствол имел мощный дульный тормоз щелевидного типа.


Ствол для МЛ-20 выпускался в трех вариантах: моноблок, ствол со свободной трубой и скрепленный ствол. МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Открывание и закрывание затвора производилось поворотом рукоятки. Выстрел производится оттягиванием курка за спусковой шнур. Для принудительного выбрасывания гильзы из каморы ствола после выстрела в прорези казенника был смонтирован выбрасыватель, действующий автоматически при открывании затвора. Затвор имел предохранительный механизм, позволяющий открыть затвор (поворотом рукоятки) только после выстрела.


Для предотвращения выпадения гильзы и снаряда из канала ствола при заряжании под большими углами возвышения, в верхней части поршневого гнезда казенника имелся механизм удержания гильзы. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, препятствовавший открыванию затвора, если ствол не соединен должным образом с противооткатными устройствами. Лафет гаубицы-пушки состоял из: люльки с противооткатными устройствами; верхнего станка; механизмов наводки (подъемного и поворотного); уравновешивающего механизма со щитками; нижнего станка с двумя станинами и боевым ходом; щитового прикрытия для защиты от пуль и осколков; прицельных приспособлений, в виде телескопического прицела для стрельбы прямой наводкой и артиллерийской панорамы для стрельбы с закрытых позиций.


Колеса металлические сдвоенными с резиновыми шинами (некоторые орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки образца 1910/34 года), рессоры пластинчатые. Перевозка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8 - 10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4 - 5 км/ч . Конструкция подрессоренного лафета и наличие также подрессоренного передка позволяли транспортировать орудие средним артиллерийским гусеничным тягачом «Ворошиловец» и «Коминтерн» с относительно высокой скоростью до 25 км/ч .


152-мм гаубица-пушка МЛ-20 имела огромный ассортимент боеприпасов, позволяющих ей решать самые разнообразные задачи. К ней в боекомплект входили выстрелы со снарядами: осколочно-фугасными (нескольких видов); бронебойно-трассирующим; кумулятивным; бетонобойным гаубичным. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом массой 43,56 кг с начальной скоростью 655 м/с составляла 17230 м . При установке взрывателя на осколочное действие снаряд наносил поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м . Бронебойно-трассирующий снаряд при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника. Кумулятивный снаряд пробивал броню под углом 90° - 250 мм , 60°- 220 мм , 30° - 120 мм на всех дистанциях. Так как расчет элементов траектории и поправок на метеоусловия для этого орудия был затруднителен из-за большой номенклатуры снарядов и зарядов, для МЛ-20 был специально разработан метеобаллистический сумматор - механический счетный прибор, комбинирующий справочную таблицу и специализированную логарифмическую линейку. Он позволял артиллеристу-вычислителю быстро и безошибочно рассчитывать нужные данные для стрельбы. В послевоенное время такие приборы выпускались для всех принимаемых на вооружение орудий.


Впервые гаубица-пушка МЛ-20 применялась в ходе боев на реке Халхин-Гол, затем активно использовалась в советско-финской войне, где с его помощью разрушали ДОТы и ДЗОТы на линии Маннергейма. МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны. Гаубица-пушка МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по укрытой и открыто расположенной живой силе противника, его фортификационным заграждениям и объектам в его ближнем тылу.


152-мм гаубица-пушка оказалась гораздо более гибким, мощным и действенным орудием, чем думали прежде. Боевой опыт сражений Великой Отечественной войны непрерывно расширял круг задач, возлагаемых на это орудие. Помимо типичных для подобных артсистем целей типа войсковых колонн, штабов, складов, артиллерийских позиций, МЛ-20 успешно привлекалась для разрушения долговременных огневых сооружений, в том числе и бетонных, причем, в ряде случаев - прямой наводкой. Очень эффективным было их использование в городских боях. Необходимо отметить использование МЛ-20 в противотанковых целях, что являлось самой крайней мерой, поскольку для таких целей МЛ-20 имеет слишком большие размеры (соответственно, легко обнаруживается и поражается), высокую стоимость и малую скорость наводки. В то же время в ряде случаев, например, в Курской битве, при неэффективности штатных противотанковых средств против новых танков противника, МЛ-20 привлекалась для противотанковой борьбы. Бронебойный и бетонобойный снаряды МЛ-20 легко поражали все средние танки вермахта при стрельбе в любую проекцию, «Тигр» и «Фердинанд» также поражались при стрельбе на дальностях порядка 1 км и менее во все проекции, а при стрельбе в борт и на более дальних расстояниях. Танк «Пантера» поражался в борт на всех дистанциях, в том числе на близких - в лобовую броню. При попадании в танк осколочно-фугасного снаряда со средних танков срывало башню; в тяжелых танках от сотрясения ее заклинивало (причем существовала значительная вероятность разрушения конструктивных элементов погона и смещения башни от оси вращения), выходило из строя вооружение, приборы наблюдения, экипаж получал травмы.


В конце 1930-х годов 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 годов вместе с 122-мм пушкой А-19 составили так называемый «корпусной дуплекс» - два орудия, поступившие на вооружение корпусных артиллерийских полков (по 24 или 36 гаубиц-пушек МЛ-20).


С 1943 года МЛ-20 использовалась в артполках общевойсковых армий (по 18 МЛ-20). Гвардейские армии с начала 1945 года имели артиллерийскую бригаду (36 МЛ-20). Кроме того МЛ-20 состояла на вооружении артиллерийских бригад и полков РВГК (по 24 МЛ-20). С 1943 года формируются артиллерийские бригады РВГК (по 36 МЛ-20). Гаубица-пушка МЛ-20 была удачным орудием Советской армии, прослужив вплоть до 1970 годов.


Гаубица-пушка МЛ-20 производилась серийно на заводе №172 (г. Пермь) с 1937 по 1946 год. Всего было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20, наряду с ними было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самых мощных советских самоходных артиллерийских установках Великой Отечественной войны - СУ-152 и

ИСУ-152.