122-мм гаубица Д-30. СССР

122-мм гаубица Д-30 была разработана в конце 1950-х годов в ОКБ-9 артиллерийского завода № 9 имени М.И. Калинина (г. Свердловск) для замены в войсках гаубицы М-30. Группа конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова, изучив трофейные немецкие разработки, предложила совершенно новую для советской полевой артиллерии схему: вместо ставших уже традиционными двух раздвижных станин лафет имел три станины, а ходовая часть размещалась на верхнем станке. Одна из трех станин являлась неподвижной, а остальные две разводились относительно ее на 120° при приведении гаубицы в боевое положение. Перед выполнением этой операции гаубица с помощью винтового домкрата опиралась на поддон нижнего станка, а колеса ходовой части вывешивались над грунтом. Время перевода гаубицы из походного положения в боевое составляло 1,5 - 2,5 минуты.


Основным достоинством подобной схемы является возможность ведения кругового обстрела без отделения хода. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволила, снизив высоту линии огня с 1200 до 900 мм и облегчив его маскировку на поле боя, использовать орудие в системе противотанковой обороны наряду с выполнением основной задачи – подавления огневых точек и разрушением полевых фортификационных сооружений. Также использование новой компоновки в Д-30 позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с гаубицей М-30: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км . Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника.


Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение Советской армии в 1960 году, получив индекс «изделие 2А18».


Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол состоит из: трубы, дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. На стволе смонтирован многощелевой дульный тормоз, поглощающий до 50% энергии отдачи. Затвор клиновой, вертикально перемещающийся с полуавтоматикой копирного типа. Для удержания снаряда от выпадения при заряжании и больших углах возвышения в затворе имеется специальный удерживающий механизм. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, и механизма крепления орудия по-походному.


Противооткатные устройства, состоящие из накатника и тормоза откатных частей, размещены в корытообразной люльке над стволом. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Смонтированные на верхнем станке механизмы наведения орудия в цель позволяют вести стрельбу с углами вертикального обстрела от -7° до +70°. При углах возвышения до 22° угол горизонтального обстрела равен 360°, а при углах возвышения, превышающих 22°, круговой обстрел ограничивается только на участках расположения казенника над станинами. Нижний станок с тремя станинами и гидравлическим домкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.


Для защиты расчета от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке смонтировано щитовое прикрытие. Для перевода его в походное положение подвижные станины сводятся с неподвижными и крепятся к ней. После этого она специальной рамой соединяется со стволом у его дульной части. Гаубица буксируется стволом вперед, при этом для соединения ее с тягачом используется шкворневая балка, закрепленная снизу дульного тормоза. Гаубица Д-30 транспортируется трехосным армейским грузовым автомобилем(6x6). Наличие торсионного подрессоренного колесного хода позволяет буксировать гаубицу с большой скоростью (до 80 км/ч ), как по шоссе, так и по пересеченной местности. Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельба с лыжной установки - невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.


Стрельба из гаубицы Д-30А ведется всеми теми же типами боеприпасов, что используются для стрельбы из гаубицы М-30: выстрелами раздельно-гильзового заряжания с рядом переменных зарядов и осколочными, осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовыми, осветительными и агитационными снарядами, а также снарядами со стреловидными убойными элементами. Дальность прямого выстрела составляет 850 м , максимальная дальность стрельбы - 15300 м . В 1980-х годах для гаубицы Д-30 был создан активно-реактивный снаряд, имеющий максимальную дальность 21 000 м . Кумулятивный снаряд гаубицы пробивает на дальности 630 м расположенную под углом 90° плиту броневой стали толщиной 200 мм.


Гаубица Д-30 предназначена для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты противника, открытых и находящихся в укрытиях полевого типа, разрушения ДЗОТов и других сооружений полевого типа, борьбы с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника. Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-участников Варшавского договора. Кроме того, гаубица широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях Советской армии, на вооружении которых стояла Д-30, ее высоко оценили за исключительную надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. Она применялась во многих военных конфликтах в 1970 – 2000-х годов. Первое боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась в частях ОКСВА и хорошо себя зарекомендовала. Производство гаубицы Д-30 осуществлялось с 1960 по 1989 год заводом № 9.