105-мм горная гаубица Geb. H 40 образец 40. Германия

Горно-стрелковые части вермахта остро ощущали нехватку артиллерийского орудия более тяжелого, чем 75-мм горная пушка Geb.G.36, и в то же время, приспособленного к условиям горной войны. Штатная 105-мм гаубица leFH 18 образец 18 была слишком тяжелой и неприспособленной к перевозке на вьюках. Поэтому в 1940 - 1941 годах австрийская фирма Gebr. Bohler и германский концерн Rheinmetall-Borsig AG на конкурсной основе приступили к разработке 105-мм горной гаубицы.


Фирма Bohler представила на конкурс уже готовый проект горной гаубицы, созданный в 1938 - 1940 годах. Жесткие тактико-технические требования привели к тому, что обе гаубицы имели одинаковую баллистику, однако массо-габаритные характеристики орудия фирмы Bohler оказались лучше - оно весило 1660 кг против 1725 кг - у образца фирмы Rheinmetall-Borsig. В итоге, именно эта гаубица получила предпочтение как из-за своего более легкого веса, так и по ряду других факторов. В 1940-м году ее приняли на вооружение вермахта под названием «105-мм горная гаубица образец 40» (10,5 сm Geb.H.40). Орудие предназначалось для уничтожения живой силы, подавления огневых точек и разрушения полевых фортификационных сооружений.


Германская 105-мм горная гаубица Geb. H 40 представляет собой классическое орудие с раздвижными станинами, горизонтальным клиновым затвором и подрессоренным колесным ходом. Ствол гаубицы состоял из трубы-моноблока и казенника. На стволе был смонтирован очень мощный двухкаморный дульный тормоз, поглощавший при выстреле до 30 % энергии отдачи. Ствол был укреплен на салазках, вместе с которыми он откатывался по люльке. К лафету относились: люлька, противооткатные устройства, верхний станок, подъемный и поворотный механизмы, уравновешивающий механизм, нижний станок, ходовая часть с подрессориванием и прицельные приспособления. Для снижения веса гаубицы пришлось отказаться от щитового прикрытия. С этой же целью в раздвижных коробчатых станинах имелись отверстия. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза веретенного типа с компенсатором и гидропневматического накатника. Тормоз отката был смонтирован в люльке под стволом, накатник - над стволом. При откате ствола и салазок вместе с ними откатывались штоки противооткатных устройств (в то время, как цилиндры оставались на месте). К особенностям горной гаубицы образец 40 относилась и конструкция гидравлического тормоза, с помощью которого достигалось изменение длины отката ствола в соответствии с приданным орудию углом возвышения. Подъемный и поворотный механизмы - секторные; уравновешивающий механизм - пружинный, толкающего типа.


Стрельба велась с помощью прицела и панорамы. При переводе гаубицы в боевое положение, нижний станок лафета опирался на грунт боевым упором (поддоном), а при разведенных станинах - сведенные внутрь колеса способствовали уменьшению отката орудия. Станины лафета были снабжены съемными сошниками. При раздвинутых станинах стрельба была возможна с углом возвышения до 70°, а угол горизонтального обстрела составлял 51°. Гаубица Geb. H 40 имела металлические колеса, закрепляемые на станинах в двух положениях: в переднем (для перевозки системы в не разобранном виде на короткие расстояния) и в среднем (для перевозки нижнего станка со станинами в походном положении). Подрессоривание колес было собрано в станинах лафета. Имелся походный тормоз.


Благодаря наличию подрессоренного лафета гаубица могла перевозиться механической тягой со скоростью до 35 км/час. При перевозке конной тягой гаубицу соединяли с передком и перевозили шестеркой лошадей. Кроме того, конструкция гаубицы Geb. H 40 позволяла перевозить ее в разобранном виде конной тягой на четырех повозках (массой 650 кг каждая): нижний станок со станинами; верхний станок, казенник и «боевой упор»; люлька с салазками и противооткатными устройствами и труба ствола. Гаубица переводилась из походного положения в боевое, примерно за 1 минуту.


Боекомплект гаубицы состоял из выстрелов раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовым и осветительными снарядами, причем если снаряды для 10,5-см горной гаубицы были взаимозаменяемы со снарядами 10,5-см полевых гаубиц образца 18 и образца 18/40, то выстрелы взаимозаменяемости не имели.


Осколочно-фугасная граната (массой 14,81 кг ) снабжалась головным ударным или механическим дистанционно-ударным взрывателями. Использовалось 6-ть переменных зарядов и один специальный для кумулятивного снаряда, с минимальной дальностью стрельбы – 3850 м , а максимальной – 12625 м (что было гораздо выше, по сравнению с максимальной дальностью стрельбы 10 675 м у штатной 105-мм гаубицы образец 18).


Осколочно-фугасная граната с цветным дымообразующим составом была снабжена механическим дистанционно-ударным взрывателем. Для стрельбы из 105-мм горной гаубицы образца 40 применялись те же кумулятивные снаряды, что и для стрельбы из 105-мм легких полевых гаубиц образца 18 и образца 18/40. Стрельба велась на заряде № 6, при котором начальная скорость кумулятивных снарядов равнялась 460 м/сек (с наибольшей дальностью - 8000 м ).


105-мм гаубица Geb. H 40 имела хорошо отработанную надежную конструкцию и вполне соответствовала своему главному предназначению - поддержке пехоты при ведении боя на сильно пересеченной местности. Во время Второй мировой войны она использовалась в артиллерийских полках горнострелковых дивизий вермахта на всех фронтах. Первая партия из 30 гаубиц Geb. H 40 была изготовлена фирмой Gebr. Bohler (в г. Капфенберг) в 1942 году. В 1943 году вермахт получил 104 этих орудия, в 1944-м - 223, и в 1945-м - 63. Всего в 1942 – 1945 годах было изготовлено 420 горных гаубиц образца 40. К 1 марта 1945 года в вермахте насчитывалось 88 105-мм горная гаубица Geb. H 40 и еще 7 – в арсеналах.